Педагогические методики для подростков

Разделы

Материалы

Описание концепции трудового детского лагеря "Детская Поющая Республика"

Борис Ашкинадзе
Начальник штаба фестиваля «Второй канал авторской песни»
Один из организаторов лагеря «Детская поющая республика»

ДЕТСКАЯ ПОЮЩАЯ РЕСПУБЛИКАВерсия 2.0

  1. Вступление >>
  2. Аксиоматика >>
  3. Обзор традиционных детских лагерей авторской песни, их недостатки >>
  4. Предпосылки для создания ДПР, история ДПР. >>
  5. Идеология «Республики», партнерские отношения с фестивалем >>
  6. Состав ДПР. >>
  7. «Профессии» лагеря, деление по отрядам >>
  8. Периоды жизни лагеря. >>
  9. Распорядок дня. >>
  10. Работа. >>
  11. Мастерские. >>
  12. Творческие дела. >>
  13. Детское самоуправление, управление лагерем, поощрения и наказания >>
  14. Формирование педагогического коллектива. >>
  15. Выводы. >>

Приложение 1. Материалы по теме. >>


1. Вступление

В этой работе я хочу рассказать о необычном для мира авторской песни лагере «Детская поющая республика» (далее Лагерь, Республика, ДПР), который проводился на фестивале «Второй канал АП» с 2003 по 2008 годы.

Чтобы объяснить, в чем заключаются новаторские (для мира АП) идеи, сначала сформулирую одну аксиому, а потом мы рассмотрим, что представляет собой обычный детский лагерь, направленный на погружение в мир авторской песни. Сделаем это на примере детских лагерей на Грушинском фестивале (в т.ч. и «Детской поющей республики», которая проводилась нашей же командой во время существования «Второго канала» на Грушинском), лагеря на Ильменском фестивале, Верхневолжской школы авторской песни.

2. Аксиоматика

Итак, аксиома:

Обучение детей авторской песне — не самоцель, а одно из очень удачных средств для развития личности в гуманистическом и альтруистическом направлении, а также умения транслировать свои убеждения другим людям. При этом, конечно, авторская песня может рассматриваться и как чистое искусство, ценное лишь тем, что оно существует. Но на «Детской поющей республике» мы не придерживаемся такого подхода.

3. Обзор традиционных детских лагерей авторской песни, их недостатки

В лагеря приезжают делегации клубов и школ авторской песни. Каждая из них организует «стоянку», существующую достаточно автономно от остальных и живущую по законам делегации. Кроме того, для детей централизованно организуют учебные занятия по различным вопросам, связанным с авторской песней: песенные и поэтические мастерские, лекции по истории и интересным аспектам жанра, мастер-классы с известными авторами и опытными педагогами, микрофонные практики и т.п… Они могут занимать почти весь день и быть обязательными (как в Верхневолжской школе) или часть дня, оставляя время для жизни внутри делегации и досуга (в лагерях при фестивалях). Кроме того, проводятся общие культурные мероприятия: концерты, КВНы, вечера знакомств и т.д., а иногда и спортивные игры.

Такие лагеря достаточно эффективно выполняют учебные, рекреационные, культурные задачи. Безусловно, влияют они и на систему ценностей ребенка. Однако их эффективность ограничена следующими факторами:

  1. По сути, такая система — симбиоз «пионерлагерной» системы отдыха детей и урочной формы обучения, когда есть преподаватель, ученики и однонаправлено-зависимые отношения между ними
  2. Для детей участие в лагере — это потребление некоторых благ, которые создают взрослые. При этом дети мало что дают взамен — разве что самые талантливые на концертах.
  3. Ребята из разных делегаций мало общаются друг с другом, это общение поверхностное, т.к. в большинстве случаев отсутствует совместная деятельность.
  4. Ребята имеют разный уровень подготовки, и более слабые выпадают из творческой жизни лагеря.
  5. Трудно заниматься воспитанием, пользуясь только одним инструментом, даже таким эффективным как авторская песня.

4. Предпосылки для создания ДПР, история ДПР

Педагогический коллектив «Детской поющей республики» в общих чертах сложился в начале 2000-х годов на фестивале им. В Грушина, где одна и та же команда энтузиастов под руководством Владимира Исааковича Ланцберга вела два параллельных проекта: взрослый «Второй канал Грушинского фестиваля» и «Детскую поющую республику». Последняя была организована достаточно традиционно, так, как описано в предыдущем разделе. Однако в последние годы работы наиболее опытные руководители делегаций начали высказывать опасение, что детская республика имеет слишком потребительский характер, что дети могли бы (и хотели бы) помогать команде организаторов в каких-либо делах при проведении этих родственных проектов.

Но в условиях Грушинского фестиваля мы не смогли найти достойный объем подходящей для детей деятельности — почти вся она была либо связана с общением с административными структурами фестиваля, либо тяжелая физически, либо опасная, связанная с охраной территории лагеря во время фестиваля. Однако небольшой объем работы ребята выполняли: за ними закрепились обязанности курьеров, разносчиков афиш, кроме того, они закупали на рынке упаковки минеральной воды для членов жюри, работающих на площадках.

После того, как в 2003 году «Второй канал» ушел с Грушинского фестиваля, вместе с ним в Подмосковье переехала и «Детская поющая республика». Условия для ее проведения стали намного более комфортными, и педагоги и организаторы замахнулись на коренные изменения в принципах ее работы. Не могу сказать, что это прошло безболезненно: руководители нескольких коллективов не приняли новшества и перестали привозить детей на «Республику». Но в целом изменения были благожелательно приняты педагогами, детьми и организаторами. Руководителем проекта стал Алексей Борисович Лыкин, московский педагог и организатор, автор песен, лауреат «Второго канала».

В следующие годы механизм работы лагеря дорабатывался, появлялись новые интересные идеи, и далее в тексте я буду говорить только про конечный вариант, сложившийся к лету 2008 года.

5. Идеология «Республики». Партнерские отношения с фестивалем

Основная цель нашего лагеря — создать возможность для развития детей с точки зрения приобретения общечеловеческих, гуманистических ценностей, полезных навыков и знаний.

Для нас авторская песня — это, прежде всего, средство для формирования среды, которая способствует воспитанию личности ребенка. Ребенок слушает авторскую песню, учится игре на гитаре и исполнительскому мастерству, быть может, совершенствуется в написании собственных песен, общается с людьми, увлеченными песней.

Мы дали детям возможность реализоваться в мире авторской песни еще в одном направлении — участии в организации интересного, важного и непростого дела — подготовке и проведении фестиваля авторской песни.

При этом потребительская схема отношений с миром авторской песни (когда детей учат, возят на слеты и концерты, приглашают к ним гостей и т.д.), более эффективная для обучения, чем для развития личности, меняется на партнерскую. Дети берут на себя задачи по организации фестиваля наравне со взрослыми, а фестиваль обеспечивает творческую программу и обучение ребят, благо возможности для этого очень неплохие.

Кроме творческого влияния авторской песни мы получаем мощнейшие инструменты воспитания: чувство ответственности, навыки социализации в мире авторской песни, ведь ребята чувствуют серьезность дела, его «взрослость» и благодарность гостей фестиваля. Причем, приобретаемые ребятами качества будут видны не только в том, что связано с авторской песней, они проявятся в различных сферах их дальнейшей жизни.

Нам кажется, что всякий ученик мечтает стать другом и партнером учителя и работа на фестивале на самом деле ставит детей на эту ступеньку. В результате вырастает интерес детей и собственно к авторской песне, их интерес к творческому совершенствованию в рамках этого жанра.

Мы считаем себя приверженцами педагогики сотрудничества. Взрослые педагоги наравне с детьми участвуют и в работе и в жизни «Республики».

При проектирование «Республики» мы использовали принципы педагогики академика И.П. Иванова [3], опыт построения лагерей, работы с детьми и педагогами Владимира Ланцберга и Михаила Кордонского [4,5,6].

6. Состав ДПР

Детская республика принимала, в основном, организованные группы ребят из различных формальных и неформальных организаций: клубов и школ авторской песни, общеобразовательных школ, интерната. Такие группы в дальнейшем будут называться термином «делегации». Кроме того, всегда был небольшой процент «не организованных» детей, принятых в лагерь по просьбе родителей. От приезжающих не требовался обязательный уровень погруженности в авторскую песню, умение петь и играть на гитаре, но среди определяющих требований — уважительное отношение к песне, интерес к ней.

Кроме детей, в составе «Республики» были педагоги: руководители делегаций, которые приехали со «своими» детьми, а также педагоги без своих делегаций. Подробнее о принципах формирования педагогического коллектива будет рассказано ниже.

Возраст ребят — от 10 до 17 лет включительно. Более старшие могли либо выбрать одну из взрослых ролей (например, в качестве помощников комиссаров отрядов), либо оставались за пределами лагеря.

7. «Профессии» лагеря, деление по отрядам

Какие же работы выполняют дети «Поющей республики»? Мы выделяем пять направлений деятельности: помощь гостям фестиваля, экология, электротехника, работа на звуковой аппаратуре и журналистика.

Структурной единицей лагеря является отряд. Дети делятся по отрядам не по возрасту как в «пионерских» лагерях, не по делегациям, а по тому, чем они будут заниматься в «рабочее» время, по выбранной ими «профессии». Каждому из перечисленных выше видов деятельности соответствует один из отрядов лагеря.

Отряды ведут достаточно автономное существование: отдельные лагеря-бивуаки, рабочие и учебные площадки. В конкурсах, КВНах и других творческие делах — там, где применяется командный подход — участвуют команды отрядов. Наконец, детское самоуправление тоже построено не только на уровне лагеря в целом, но и на уровне отрядов.

С другой стороны, дети разных отрядов вместе участвуют в творческих мастерских, вечерах песни, спортивных играх, купании. Еда также организована не по отрядам, а для всего лагеря. Представители разных отрядов взаимодействуют и в работе.

Деление по отрядам происходит до лагеря в два этапа. На первом — каждая делегация формирует свои предложения по делению ее детей по отрядам. На этом этапе учитывается их собственное желание. На втором этапе педагоги-руководители организаций окончательно формируют состав отрядов, руководствуясь как предложениями делегаций, так и другими, производственными и педагогическими соображениями.

В этот же момент делятся по отрядам взрослые — руководители делегаций, каждый из них принимает руководство одним из сформированных отрядов.

Описанный в предыдущих абзацах механизм формирования отрядов имеет ряд достоинств:

  1. Дети перемешиваются, возникает общение и дружба между детьми из разных городов.
  2. Дети, в основном, оказываются в отряде педагога из другой делегации, что приводит к получению новых навыков и подходов, иных, чем в своем родном клубе (или школе).
  3. При указанном выше принципе деления на отряды, они получаются примерно одинаковые по размеру. В то время как делегации имеют разную численность, разные склонности детей внутри делегации.
  4. Деление по отрядам с учетом как пожеланий, так и физических и психологических характеристик детей, приводит к снижению количества конфликтных ситуаций и других проблем в жизни отрядов.

Подробнее работа и внерабочее время отрядов будут рассмотрены в одной из следующих глав.

8. Периоды жизни лагеря

Лагерь длится 14 дней, и его можно поделить на несколько периодов:

1 1-2 Заезд, деление на отряды, обустройство лагерей отрядов, знакомство.
2 3-6 Учебы по «профессиям», разворачивание служб и подготовка к фестивалю, творческие мастерские и мастер-классы
3 7 Отдых, банный день, большое общее творческое дело (длительная ролевая игра, подготовка и проведение концерта, турнир что-где-когда и т.п.)
4 8 Последний день перед фестивалем, подготовка к нему, прием в «организаторы фестиваля»
5 9-11 Работа на фестивале, творческие встречи с интересными авторами и исполнителями, прослушивание выступлений на сценах, участие в мастерских фестиваля.
6 12 Окончание работы на фестивале, начало сворачивания служб
7 13 Сворачивание служб. Вечером - прощание и мистерия (игра, действо ставящее эмоциональную точку лагеря, проявляющее его итоги)
8 14 Сворачивание лагерей. Отъезд


9. Распорядок дня

Рассмотрим распорядок дня лагеря в «обычные» дни, т.е. до начала фестиваля. День условно делится на четыре части. После четвертой — еще несколько дополнительных дел:

1 Учеба по "профессии" и работа После завтрака до обеда
2 Творческие мастерские по авторской песне, музыке, поэзии, другим интересам, спортивные игры. От обеда до ужина, включает время на купание и отдых
3 Коллективное творческое дело 1-2 часа после ужина
4 Подведение итогов дня и детское самоуправление: "свечки" по отрядам и общий сбор 1.5 часа
  Песенный круг 30-60 минут
  Совет командиров (после общего отбоя) 30-60 минут
  Педсовет (после общего отбоя) 0-60 мин

В дни фестиваля распорядок меняется, объем работ увеличивается, она выполняется в течение всего дня, а не только утром. Но при этом не проводятся учебы, что высвобождает время. Сокращается объем творческих мастерских, и у ребят есть время послушать выступления на сценах. Коллективное творческое дело заменяется встречами с авторами, а песенный круг проводится не всегда.


10. Работа

Рассмотрим спектр работ, выполняемых отрядами, и список навыков, которые они приобретают в результате учебы по этим работам.

Гостевой отряд.

До фестиваля: установка палаток и создание инфраструктуры лагеря почетных гостей. Разметка кварталов расселения гостей фестиваля, изготовление карты поляны и «гостевых» зон. Подготовка информационных стендов и зоны «штаба» фестиваля. Разметка автостоянки. Установка указателей. Подготовка детской площадки.

Во время фестиваля: встреча почетных гостей и обеспечение их комфорта. Встреча и регистрация гостей фестиваля, расселение с нанесением мест стоянок на карту. Формирование списков отправки обратных автобусов. Раздача информационных материалов гостям фестиваля. Обновление оперативной информации на стендах. Регистрация въезда-выезда машин автостоянки. Дежурство на детской площадке.

Ребята этого отряда общаются с почетными гостями фестиваля, заходят во все лагеря на территории, учатся работе с людьми, использованию компьютера (Excel), получают прикладные навыки по картографии, ориентированию на местности.

Отряд экологов.

До фестиваля: расчищают и благоустраивают основные дорожки фестивальной поляны, руководят экологическими десантами по ликвидации свалок (в них участвует весь лагерь), благоустраивают пляжи, участвуют в сооружении туалетов (основную часть работы выполняют взрослые), развешивают урны вдоль дорожек и площадок фестиваля.

Во время фестиваля: проводят экологический мониторинг территории фестиваля, дают рекомендации и делают замечания гостям фестиваля, проверяют бивуаки при отъезде групп, раздают мешки для мусора и меняют их в урнах на территории фестиваля.

Учатся навыкам экологического мониторинга, психологическим приемам разговора с нарушителями экологических правил.

Этот отряд пользуется популярностью у ребят младшего возраста.

Отряд электротехников.

До фестиваля (в тесном сотрудничестве и под наблюдением взрослых): развешивают электрические провода в соответствии со схемой электропитания фестиваля, обеспечивают свет в лагерях фестиваля и на рабочих площадках. Проверяют и проводят обслуживание бензогенераторов, обустраивают «генераторную площадку». Чинят неисправное электрооборудование. Маркируют электрические линии для обеспечения безопасности и соблюдения правильной схемы подключения.

На фестивале: вместе со взрослыми участвуют в поддержании работоспособности электрического хозяйства. Помогают другим отрядам, в основном, гостевой службе.

Отряд обычно состоит из юношей и девушек старшего возраста.

Проходят обучение электротехнике, правилам расчета сетей, электробезопасности.

Отряд звуковиков.

На фестивале работает множество озвученных площадок. Три больших сцены, как правило, — вотчина взрослых звукооператоров. На четырех озвученных конкурсных площадках прослушивания в качестве звукооператоров работают ребята из этого отряда. Функции инструкторов выполняют взрослые звукооператоры.

До фестиваля дети вместе со взрослыми разбирают по комплектам и проверяют всю звуковую аппаратуру сцен и площадок (7 комплектов), при необходимости помогают при ремонте аппаратуры, самостоятельно озвучивают творческие мероприятия «Республики». Благоустраивают площадки прослушивания.

На фестивале: разворачивают и сворачивают аппаратуру площадок прослушивания, посменно, бригадами по два человека, работают на озвученных площадках прослушивания. Помогают в работе звукооператоров на сценах фестиваля.

«Звуковики» проходят самый серьезный учебный курс. В него входят разделы физики, необходимые для понимания звуковых процессов, лекции по устройству звуковой аппаратуры, практические занятия по ее установке и настройке, мастер-классы по установке микрофонов и озвучиванию выступлений сольных исполнителей и ансамблей.

В результате ребята к началу фестиваля способны самостоятельно установить оборудование, настроить его и достаточно качественно озвучивать выступления. Во время фестиваля ребята работают самостоятельно, без постоянного контроля и участия взрослых.

Мне известны случаи, когда ребята из отряда звукооператоров, впервые научившиеся на «Детской республике» управлять звуком, по окончании школы принимали решение связать с этой профессией свою жизнь и успешно поступали в ВУЗ по профессии «звукооператор».

Отряд журналистов.

До фестиваля: участвуют в развертывании пресс-центра, готовят информационные материалы для стендов «Республики» и фестиваля, бейджики для организаторов фестиваля (включая всех детей «Республики») и его почетных гостей и выпускают газету о жизни «Республики»: пишут статьи, проводят опросы и социологические исследования, берут интервью, фотографируют и обрабатывают снимки, редактируют материалы, верстают и печатают газету.

Во время фестиваля: выходит два выпуска газеты, которые направлены уже не на «республиканцев», а на взрослых гостей фестиваля. Первый, к открытию фестиваля, содержит информацию о фестивале, расписание работы сцен, правила, карту фестивальной поляны, статьи об ожидаемых интересных гостях и обзорный материал о жизни «Детской республики». Второй — в последний день фестиваля, содержит интервью с его участниками, аналитику, тексты пенен и стихов, результаты фестиваля.

Естественно, работа журналистов поддерживается объемной учебной программой, которая охватывает все навыки, необходимые при создании публикаций — от работы репортера до верстки и печати. Обучение ведут профессиональные журналисты и фотографы, специалисты по верстке.

11. Мастерские

Занимают время от обеда до ужина. Этого интервала достаточно, чтобы мастерские могли проходить в две смены, а ребята могли поучаствовать в двух разных мастерских. Каждый «республиканец» сам выбирает мастерские, в которых он будет участвовать. Мастерские условно можно разделить на несколько блоков. В разные годы проводились:

Авторская песня, музыка и поэзия:

    1. Гитара для начинающих
    2. Гитара для продолжающих
    3. ЛЭП («Любим эти песни») — коллективное разучивание песен и исполнение их хором
    4. Микрофонная практика
    5. Лекции по истории АП
    6. Поэтическая мастерская
    7. Игра на флейте
    8. Индивидуальные творческие мастерские

Театр, игры:

    1. Театральная мастерская (спектакль)
    2. Театральная мастерская (миниатюры)
    3. Организация игр детей и взрослых
    4. Организация ролевых игр: м?стерские курсы

Спортивные игры и соревнования:

    1. Футбол
    2. Волейбол
    3. Квиддич (изучение правил игры, изготовление реквизита, тренировки, турнир команд отрядов на кубок лагеря)
    4. Туризм — веревочная практика
    5. Хождение по канату

Прочее:

  1. Фотомастерская
  2. Медицина: первая помощь
  3. Плетение фенечек
  4. Разговор на языке жестов
  5. Благоустройство и дизайн обитаемой среды

Часть мастерских проводилась каждый день (за исключением дней фестиваля), некоторые — несколько дней; были и такие, которые проходили 1-2 раза за весь лагерь.

Основной набор мастерских придумывается взрослыми при планировании лагеря. При необходимости приглашаются инструкторы для ведения мастерских. В результате детского самоуправления появлялись запросы и на другие мастерские, не предусмотренные изначально. У нас была договоренность с ребятами, что мы готовы сделать любую мастерскую, запрошенную ими, если не считаем ее вредной, можем найти инструктора, который готов ее вести и количество ребят (не меньше трех), готовых посещать эту мастерскую. Таким образом, в разные годы возникали мастерские по игре на флейте, по общению с помощью языка жестов, по плетению фенечек, по игре в квиддич (командная подвижная игра с мячами) и т.д.

Еще хочется отметить: мастерские, связанные с авторской песней, всегда были различного уровня. Часть из них рассчитана на начинающих, часть — на ребят, давно совершенствующихся в этом жанре. Таким образом к развитию в области авторской песни были привлечены все ребята лагеря, из клубов песни (вне зависимости от года обучения, уровня клубов) и из школ, не имевшие тесного общения с песней до начала лагеря. Среда лагеря оказалась удивительно благоприятной для знакомства с авторской песней, многие из «неофитов» именно здесь заинтересовались песней и полюбили ее.

12. Творческие дела

Время после ужина отведено для общелагерных творческих дел. В начале лагеря это могут быть игры и тренинги на знакомство и командообразование, потом — тематические вечера песни, КВНы, различные игры, диспуты, встречи с интересными людьми, просмотры и обсуждение кинофильмов. Естественно, что в большинстве из этих мероприятий обыгрывается песенная направленность лагеря.

Во время фестиваля все творческие дела заменяются на ежедневными встречами (в иные годы по два раза в день) с интересными авторами — гостями фестиваля.

13. Детское самоуправление, управление лагерем, поощрения и наказания

Элементы детского самоуправления появились в последние несколько лет работы «Детской республики» и с каждым годом совершенствовались. Видимо, этот процесс еще не закончен.

Мы считаем детское самоуправление очень мощным инструментом воспитания личности, помогающим детям почувствовать ответственность и дающим множество полезных навыков взаимодействия с коллективом. Однако инструмент этот непростой, требует опытного, умелого применения.

В настоящее время он выглядит следующим образом:

Жизнью отряда в течение дня руководит выбираемый на день дежурный командир (дежком)-ребенок. Взрослый — комиссар отряда — находится в роли инструктора, который готовит дежкома к выполнению его обязанностей, при необходимости в ненавязчивой форме наводит дежкома на понимание возникающих проблем и помогает выбрать методы их решения.

Координирует жизнь отрядов дежурный командир (дежком) лагеря, также избираемый из ребят на день общим сбором лагеря.

Планирование дня начинается вечером предыдущего дня на Совете командиров (СК), на котором присутствуют все дежкомы завтрашнего дня (дети), комиссары отрядов (взрослые), дети и взрослые, ответственные за проведение запланированных мероприятий, руководитель «Детской республики», комендант и начальник штаба фестиваля, при необходимости, врач лагеря. На Совете прорабатывается завтрашний день в целом, как рабочая, так и творческая его части, решаются текущие вопросы управления лагерем.

Наутро перед работой происходит планерка, на которой окончательно согласовывается объем работ и координация между отрядами.

Дежкомы отрядов контролируют работу ребят, и управляют ею. Решают все проблемы, связанные с работой и жизнью отрядов. Если необходима помощь отряда или какая-то корректировка его работы — то все, и взрослые, и дети обращаются к дежкому отряда. Но он не чувствует себя брошенным, потому что всегда может обратиться за помощью ко взрослому-комиссару отряда (или к другим взрослым). Комиссар и сам, контролирует жизнь отряда и ненавязчиво помогает дежкому при необходимости.

Дежком лагеря координирует работу всех отрядов, решает общелагерные вопросы и во внерабочее время. Ему тоже помогает взрослый — руководитель лагеря.

Есть только одна область, в которой взрослые могут действовать в обход дежурных командиров, в том числе выдвигать различные требования к детям, брать на себя управление группами детей или отрядами, отстранять детей от работы и применять другие меры воздействия. Это вопросы, связанные с безопасностью людей (детей и взрослых) и с экологической безопасностью.

Однако взрослые стараются как можно реже пользоваться своими исключительными правами. Вопрос об обоснованности их применения может быть поднят на общем сборе лагеря, вплоть до того, что взрослый может понести наказание за попытки управлять детьми без уважительной причины. Такое бывало в истории «Детской республики», хотя и в мягкой форме — в виде порицания действий взрослого.

Вечером, после завершения большинства дел, проходят два основных мероприятия, относящихся к детскому самоуправлению. Это отрядные «свечки» и общий сбор.

Название «свечек» произошло от давней коммунарской традиции — в процессе обсуждения дня, откровенного разговора о нем передавать по кругу горящую свечку. Человек, у которого свечка говорит, остальные — слушают. У нас свеча — это не обязательный, но возможный атрибут сбора отряда. Цель «свечки» — провести рефлексию, обсуждение прожитого дня, понять проблемы каждого участника отряда, помочь ему, обсудить общие проблемы отряда, наметить планы на следующий день, выбрать дежкомов и дежурных, часто просто дать почувствовать членам отряда их общность, дружеское отношение. Формы проведения «свечек» разнообразны и зависят от того, какую основную задачу хотят решить комиссар (педагог) и дежком отряда.

Стоит отметить, что выбор дежкомов и дежурных происходит только с учетом желания ребят, у них всегда есть возможность отказаться. Любой ребенок (и взрослый), который считает, что отряд был несправедлив при решении какого-либо вопроса, может вынести его на общий сбор.

Обычно «свечки» длятся около часа.

Общий сбор проходит после окончания «свечек». Все дети и взрослые «Республики» собираются в общий круг. В нем дежкомы прошедшего дня кратко информируют весь лагерь о жизни отрядов, обсуждаются нерешенные проблемы и принимаются общелагерные решения. Лагерь узнает имена завтрашних дежкомов отрядов и дежурных по кухне, после обсуждения работы старого дежкома лагеря выбирается новый.

Обсуждения на общем сборе не бывают длинными. Если они превышают 10 минут — проблема передается на обсуждение совета командиров (СК), иначе бы общий сбор затягивался на много часов. Обычно же он продолжается 30 минут.

Отменить или изменить решение общего сбора может только руководитель лагеря, однако это чрезвычайно редко используемое право, потому что оно, по сути, нарушает принцип самоуправления.

Общий сбор, в том числе и по инициативе взрослых, может наградить гражданина «Республики» или целый отряд за какие-либо заслуги или достижения. А публично поблагодарить кого-либо на общем сборе может каждый из республиканцев. Наград, в общем, не очень много. Это может быть подарок, иногда — разрешение дежурить часть ночи со взрослыми, но чаще — просто общелагерное «спасибо».

Общий сбор решает вопрос и о наказаниях. Если на «свечке» было принято решение наказать члена отряда — общий сбор утверждает или отменяет это решение. То же происходит, если, воспользовавшись своими чрезвычайными правами, ребят наказал кто-то из взрослых. Отменить или единолично наложить наказание также может руководитель лагеря.

Самое легкое из наказаний — это порицание, когда человеку просто говорят, что он не прав. При более серьезных причинах назначается «разгрузка» — отстранение от работ и дел на день или часть дня. А вот наказания в виде какой-то работы, дежурства и т.д. не практикуются. Самое тяжелое наказание — это исключение из лагеря. Оно применялось за многократное нарушение правил лагеря и серьезное осознанное нарушение норм безопасности. Поводом для неизбежного исключения является поход на речку и купание без взрослых.

Детское самоуправление имеет свои естественные границы. Во-первых, это уже не раз упоминавшиеся принципы безопасности, причем не в узком (нельзя ронять на ногу топор), а в широком смысле. К ним относятся требования к рабочей одежде и инструменту, к прогулкам за пределами территории лагеря, к соблюдению необходимого для ребенка времени сна и бодрствования.

Рассмотрим последнее в качестве примера. Нередкая ситуация — ребята просят разрешить им попеть песен у костра после отбоя. Однако есть норма — ребенок должен спать не меньше физиологической нормы — 8 часов. Противоречие можно решить одним из многих вариантов:

  1. Отложить всему лагерю утренний подъём и уменьшить на следующий день длительность работы за счет ее интенсивности или переноса на другие дни.
  2. Отложить всему лагерю утренний подъём и уменьшить на следующий день длительность мастерских.
  3. Понять, что у отдельных отрядов работы на завтра не очень много и сдвинуть отбой и подъём только для них.
  4. Уговорить врача «Республики» (а именно за ним последнее слово во всем, что связано с безопасностью), что обязательно соблюдать 8-часовую норму требуется только для ребят младшего возраста, а для старших возможны поблажки.
  5. Договориться с врачом республики об однократном исключении из правила — отмене жесткого отбоя. Но при этом доктор и руководитель лагеря могут отстранить от работы тех, кто утром покажется неадекватным, так что ребятам все равно надо будет рассчитывать свои силы.
  6. Отменить отбой ночью перед днем отдыха (в этот день нет обязательного раннего подъёма).
  7. …Наконец, можно отказаться от ночной посиделки.

Каждый из вариантов требует какого-то компромисса. Какой из вариантов будет выбран — на совести органов детского самоуправления: свечек, общего сбора или единоличного решения дежкома лагеря.

Второй фактор, который ограничивает детское самоуправление — сложность модели работ на фестивале. С одной стороны, дети позиционируют Фестиваль как заказчика определённых работ, а себя — как лагерь, способный эти работы выполнить и нести за них ответственность. С другой — при проведении работ слишком много факторов, связей, меняющихся обстоятельств, чтобы планирование работ могли вести дежурные командиры, да еще и не постоянные, меняющиеся каждый день. Поэтому планирование и распределение работ проводят взрослые — комендант и начальник штаба фестиваля, после чего план обсуждается с ребятами и при необходимости корректируется. В результате нельзя сказать, что в лагере установлено полное детское самоуправление, а лишь его элементы. Однако достаточно значительные.

14. Формирование педагогического коллектива

Мы считаем, что все взрослые участники лагеря, вне зависимости от того, какую роль они в нем выполняют — члены педагогического коллектива. Таким образом, в работе лагеря участвуют 12-16 человек, стоящих на педагогической позиции. Для того, чтобы лагерь был удачным, требуется предварительный отбор и подготовка педагогов. Тем более что большинство из них не общаются друг с другом в течение года. Перед началом лагеря перед его организаторами стоят три задачи:

  1. Отбор педагогов в соответствии с их нравственными и идеологическими установками и опытом работы.
  2. Выработка принципов работы, договоренностей, правил.
  3. Проектирование лагеря, составление приблизительной программы, разработка заготовок мероприятий.

Проблема в том, что нравственную позицию человека практически невозможно определить c помощью разговоров или анкет, да и просто формализовать не легко.

Для этого необходима деятельность, причем, не любая, а такая, которая требует нравственного выбора — именно в ней видно совместимы ли люди по нравственной позиции. Мы научились моделировать такую деятельность в ходе деловой ролевой игры. Игра и ее обсуждение проходит в рамках специального мероприятия — установочной сессии, в результате которой мы понимаем, кто из новых педагогов годится для работы в лагере, станет нашим единомышленником, а кто — нет. Впрочем, результаты достаточно показательны — понимают их и сами новички: те, кто не прошел бы нашего отбора, как правило, сами отказываются от работы в лагере.

Выработка принципов и планирование проходят в виде обсуждения. Для того, чтобы провести установочную сессию и этот разговор, мы собираем всех (или почти всех) педагогов на семинар, обычно весной.

15. Заключение

Описанная в этой статье концепция лагеря, не обычная для мира авторской песни, находящаяся на стыке творческого и коммунарского подходов к воспитанию детей и подростков, имеет значительные преимущества перед классической схемой летних лагерей авторской песни. Она будет интересна для преподавателей гитарных школ, клубов авторской песни, школьных учителей, а также для любителей авторской песни, которые хотят привить своим детям как чувство ответственности, умение планировать деятельность, работать в коллективе, так и любовь к песне и тому миру, который ее окружает.

Комментарии (0)

Прокомментировать материал:

Для комментирования материала необходимо стать зарегистрированным пользователем.

Войдите или зарегистрируйтесь.

Развиваемые компетенции

Компетенции не указаны.

    cache: no_info (3), no_need (5), no_cache (5), miss (2), cached (22)db queries: 8time: 0.135

    При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

    У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.