Педагогические методики для подростков

Разделы

Материалы

Исторические карты "Древняя Русь от Святослава до Ярослава"

Раздел: история

    Данная игра проводится на группу из 5 человек. (5-11 класс).

 Время проведения примерно 30 минут. Желательно использовать не более 50 карт, иначе игра становится чересчур громоздкой, и не менее 35, иначе игра теряет динамику. Количество карт между этими двумя цифрами может быть любое.  

    Цели игры  

    1. Закрепление пройденного материала
    2. Расширение обзора, знакомство с лицами, событиями, местами их происшествия (в этом случае необходимо, чтобы в карты играл человек, знающий материал)  

    Описание игры  

    Все карты делятся на 4 масти:  

    Исторические лица  (Ярослав Мудрый, Святополк Окаянный, Борис и Глеб и т.п.)
    События  (военный поход, убийство, бегство и т.п.)
    Города и народы  (козары, г. Итиль, г. Саркел, славяне ильменские, г. Новгород, поляне, г. Киев и т.п.)
    Программы, религии, идеи  (латинство, мусульманство; ограничение в торговле конкурентов и т.п.)  

    Количество карт каждой масти должно быть примерно одинаковым, но не обязательно, чтобы оно совпадало. Желательно, чтобы масти были выделены разным цветом, а карты снабжены рисунками, отражающими их название.
    На некоторых картах имеются следующие пометки:  

    - слава
    - пропустите ход
    - весь круг берет карту
    - закажите масть
    - возьмите карту
    - возьмите 2 карты
  

    Каждая из этих пометок должна встречаться на каждой из имеющихся мастей, но только один раз. Причем пометка "слава" должна встречаться не более двух раз на всю игру и обязательно на той же карте, где есть пометка "закажите масть".
    Каждой карте поставлено в соответствие определенное количество очков от 1 до 20, причем максимальное количество очков - 20 - стоит на картах с пометкой "слава".  

    Правила игры  

    Задача играющих - "скинуть" все имеющиеся у них на руках карты, и не дать "сбросить" другим игрокам. Выигрывает тот, кто первый остается без карт.  

    Ведущий раздает всем участникам игры по 5 карт, затем кладет на стол открытую карту и рядом закрытую колоду. Игроки по очереди (по часовой стрелке) кладут на открытую карту одну из карт, имеющихся у них на руках, соблюдая следующие правила:  

    - если на открытой карте есть пометки типа "пропустите ход", "возьмите карту" или "возьмите 2 карты", то игрок должен следовать этим указаниям, а ход переходит к следующему игроку. Если же таких пометок нет, то:  

    - можно положить карту, если она совпадает с открытой картой по масти;  

    - можно положить карту любой масти, если игрок, совершающий ход, способен связно объяснить, какое отношение его карта имеет к лежащей с точки зрения исторических событий в случае исторических карт (с точки зрения физики в случае карт по физике, с точки зрения биологии в случае карт по биологии и т.п.)  

    Например: Открытая карта - "козары". Игрок кладет карту "Святослав" и говорит: "Святослав разгромил козар, после чего козарский каганат уже не смог оправиться". Или он кладет карту "иудейство" и поясняет: "Иудейство было официальной религией козар"; или кладет карту "военный поход" и говорит: "Козары ходили в военные походы на русов, например, военный поход Песаха", или "Русские часто ходили в военные походы на козар, например, походы Олега, Святослава и Владимира".  

    После сделанного хода на кону лежит новая карта, которую положил предыдущий игрок на старую, так что следующий игрок ориентируется уже на нее.  

    Если игрок не может сделать ход по причине отсутствия у него нужной карты, он должен взять верхнюю карту из колоды и, если она подходит, тут же "скинуть" ее, а если не подходит - оставить у себя и ход переходит к следующему игроку.  

    Если кто-либо положил карту с пометкой "пропустите ход", "возьмите карту" или "возьмите 2 карты", то следующий за ним игрок должен выполнить указание и пропустить ход. Если на кон легла карта с пометкой "весь круг берет по карте", то по карте из колоды берут все игроки, кроме положившего карту с этой пометкой, при этом следующий игрок ход не пропускает. Игрок, положивший карту с пометкой "закажите масть", имеет право тут же заказать любую масть, и следующий за ним игрок обязан класть карту только заказанной масти.  

    Если кто-либо из игроков "сбросил" все свои карты, остальные игроки подсчитывают очки на оставшихся у них на руках картах. На отдельном листочке идет запись суммы тех очков, которые набрал каждый игрок. Игра проигрывается несколько раз, и каждый раз очки суммируются с записанными ранее. Игра идет до тех пор, пока кто-либо из игроков не наберет заранее оговоренного числа очков.  

    Если кто-либо из игроков кончил тур картой с пометкой "слава", то у него вычитается 20 очков из набранной им суммы. Таким образом, есть реальный путь уменьшения своих очков.  

    Иногда бывает, что игроки разбирают всю колоду, лежащую на столе. Тогда берется колода, которую создали игроки во время игры, кладя карту на карту. Верхняя карта остается на столе открытой, а остальные карты переворачиваются и кладутся рядом. Проделав эту операцию, круг продолжает игру.  

    Карты можно сделать на любую тему, но каждая тема подразумевает наличие своей колоды со своим особым набором карт.  

Краткий обзор для исторических карт  

    Игра "Исторические карты" является удобной формой для закрепления материала (запоминание основных имен и событий). Перед игрой в карты ребята прослушивают лекции или учебы, а если это неосуществимо, то можно дать прочесть им этот краткий обзор.
    По летописям известно, что князя Игоря убили древляне во время сбора дани. Дружина Игоря роптала, что Свенельдовы отроки живут лучше Игоревых (Свенельд - один из воевод Игоря). По летописи Игорь собирал дань очень жестоко, чем вызвал протест древлян, которые определили свое отношение к Игорю так: "Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, если не убьют его. Так теперь и с нами: если не убьем Игоря, то всех нас погубит".
    Безусловно, возмущение древлян имело место, но многие исследователи считают, что к гибели Игоря имеет также отношение христианская община Киева, которая, возможно, подталкивала древлян к решительным действиям и разжигала вражду между дружиной Свенельда и Игоря.
    По арабским источникам получается, что Игорь был разбит хазарским полководцем Песахом и фактически являлся данником хазар. К этому времени относятся походы русских на Дербент в интересах хазарского каганата, поэтому многие связывают сбор повышенной дани с необходимостью отсылки части дани хазарам.
    Но главное, хазарские иудеи (официальной религией у хазар было иудейство) и византийские христиане были не только религиозными противниками, но и торговыми конкурентами. Победа хазар должна была ударить по доходам христианских купцов и вынудить их к организации антихазарского заговора и, следовательно, к их выступлению против Игоря.
    Игорь, судя по всему, боялся многочисленной свенельдовой дружины и мог держаться за хазар как за военную силу, позволяющую ему держать в повиновении Свенельда. Как известно, княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть князя Игоря. В карательном походе на древлян участвовал Свенельд, и маленький десятилетний Святослав - будущий князь Киевский.
    По летописи, Святослав первый бросил в древлян копье, а Свенельд сказал дружине: "Князь уже начал, пойдем, дружина, за князем!" - и возглавил сражение. Древляне были разбиты. После этого события, политика Киева характеризуется как активно антихазарская. Вероятно, большая власть в княжестве принадлежала Свенельду (сам он жил в Киеве, а Ольга в Вышгороде).
    Ольге поступала только четверть дани, остальное шло в Киев. Ища поддержки против хазар и испытывая давление христианской общины Киева, Ольга в 955 году, отправилась в Византию в Царьград, где приняла христианство. Это был смелый шаг, но дружина была не готова принять христианство и по-прежнему поклонялась языческому Перуну.
    Даже Святослав был воспитан в языческих традициях и отказался последовать примеру матери, несмотря на уговоры Ольги. Надо отметить, что в то время на Руси было распространено язычество в нескольких культах. По деревням верили в Белобога, Чернобога, Даждьбога, Стрибога, Волоса, а также в русалок и волколаков. Перун занимал в пантеоне богов далеко не ведущее положение, отвечая за кузнечное ремесло. Но со стороны Балтики, где были распространены воинственные культы Тора и Одина, пришел похожий на них культ Перуаноса - воинственного Перуна, требующего человеческих жертв и покровительствующего военным дружинам.
    Поскольку на Руси шло классовое расслоение (выделялись дружины) и была реальная необходимость в смене культур и стереотипов поведения, то новый культ получил распространение. Именно он, в отличие от мирных культов Чернобога и Белобога, получил распространение в Киеве. Язычники Перуна, так же, как и христиане, ненавидели хазар и поэтому в проведении антихазарской политики они были единодушны. В итоге, Святослав, предварительно совершив поход на вятичей и обложив их данью, предпринял поход против хазар, спустившись по Волге до столицы Хазарии - г. Итиль , и разгромил ее.
    После этого он прошелся по другим землям Хазарии, разгромив и их, взял знаменитую хазарскую крепость Саркел, построенную еще византийцами. Вернувшись в Киев, где правила Ольга, опираясь на христианскую общину, Святослав обнаружил, что ему и его дружине довольно неуютно среди христиан. В этот момент Византия вела неудачные воины с Дунайской Болгарией (в то время их было две - Дунайская и Волжская). Кесарю Византии пришла в голову мысль натравить на Дунайскую Болгарию русов. Святослав с радостью схватился за это предложение и предпринял поход в Болгарию. Болгары были разгромлены.
    Но вместо того, чтобы уйти, как рассчитывали византийцы, Святослав решил присоединить Болгарию к Руси и основать здесь новую столицу. Отношения с Византией тут же испортились и, понимая, что византийцы так просто этого не оставят, Святослав решился на войну с ними. К этому же подбивал Святослава сын херсонского стратега Калокир, метивший на императорский трон. Но трон ему не достался, а в результате переворота достался талантливому полководцу Иоанну Циммисхию.
    Циммисхий тут же натравил на Киев печенегов (надо отметить, что до этого печенеги с легкой руки Византии, всегда выступали в союзе со Святославом и против хазар и против болгар). В Киеве этого нападения не ожидали, и чудом, благодаря смекалке воеводы Претича, пришедшего на помощь киевлянам, опасность была отведена. Святослав вынужден был вернуться в Киев и прогнать печенегов далеко в степь.
    После этого он снова отправился в Болгарию, но Циммисхий уже отвоевал завоеванное Святославом. Святослав решил закрепиться в городе Доростоле и присоединить хотя бы часть Болгарии, но Циммисхий осадил город, подтянув к Доростолу также и флот с греческим огнем. В итоге Святослав решил выйти и сразиться с Циммисхием в поле.
    Сражение двух лучших полководцев того времени официально окончилось вничью. Русские воины опрокинули пехоту византийцев, но были придавлены византийскими катафрактриями, которые пришлись по нраву русским и привели к реформе русского военного строя в пользу конных латных воинов - богатырей.
    Все-таки Святославу пришлось отказаться от завоеваний, хотя и с сохранением награбленного добра. В этих походах участвовал и Свенельд. Он благополучно с частью дружины вернулся в Киев, а Святослав, как известно, был встречен у днепровских порогов печенегами и убит ими. Летопись обвиняет в смерти Святослава византийцев, будто бы натравивших печенегов на него. Это маловероятно, так как византийцам проще и дешевле было уничтожить флот Святослава на Дунае греческим огнем.
    Скорее всего, печенеги были натравлены на Святослава все той же христианской общиной Киева. Дело в том, что Святослав под нажимом язычников культа Перуна обвинил в неудаче похода христианскую часть своей дружины и начал ее истребление, пригрозив, что он выведет всех христиан из Киева. Вполне естественно, что христиане ответили на это решительными действиями. Уезжая в Болгарию после смерти Ольги, Святослав разделил Русь на три удела и раздал их своим сыновьям: старшему - Ярополку - достался Киев, младшему - Олегу - древлянская земля, и незаконорожденному Владимиру - Новгород.
    Ярополк был воспитан Ольгой и был христианином. Он распустил старую дружину Святослава, оставив только дружину Свенельда. Некоторые исследователи считают, что Свенельд мог быть замешан в гибели Святослава, так хотел посадить на киевский престол своего сына Люта, но Лют был убит на охоте Олегом древлянским, после чего Свенельд (по летописи) подбил Ярополка на войну с Олегом.
    Вероятно, эта война имела более веские причины, а именно, объединение русской земли. Все-таки свенельдовы варяги имели в Киеве большое влияние, что придало этой войне со стороны Олега антиваряжский народный характер и обеспечило Олегу бессмертие в былинном эпосе под именем Вольга Святославовича.
    Но Олег потерпел поражение. И когда его дружина отступала в город Овруч, на мосту перед воротами получилась давка, и он был сброшен с моста и раздавлен под трупами. После чего Ярослав послал дружину в Новгород посадить там своего посадника, а Владимира вызвал к себе в Киев (мол, вместе править). Владимир не решился поехать в Киев и сбежал к варягам вместе со своим советником Добрыней. Через два года он вернулся с большой варяжской дружиной.
    Новгород поддержал Владимира, так как был недоволен киевским правлением. Владимир выступил против Ярополка. Чтобы успешно действовать, Владимиру необходимо было контролировать волоки с Ловати в Западную Двину и с Западной Двины в Днепр. Волоки эти контролировались полоцким княжеством, которым правил варяг Рогволод. Поэтому Владимир посватался к его дочери Рогнеде. Ярополк тоже посватался к ней. Рогнеда ответила Владимиру, что не желает быть женой сына рабыни (Владимир был сыном ключницы Малуши). В ответ Владимир двинул войска к Полоцку, захватил его и взял Рогнеду силой.
    После этого он двинулся на Киев. Ярополк отшел от Киева и был осажден в одном из городков. Советник Ярополка Блюд уговаривал Ярополка пойти на переговоры с Владимиром. Другой же его советник Варяжко отговаривал Ярополка от этого, уверяя, что он так погубит себя. Ярополк послушал Блюда и во время переговоров был предательски убит. Варяжко же бежал к печенегам и неоднократно потом водил печенегов на Киев.
    Правление Владимира увенчалось следующими событиями - вновь были покорены вятичи, совершен поход на волжских булгар. Данниками Владимира булгары не стали, но русские купцы получили преобладание в торговле и позже булгарские купцы просили у Владимира позволения скупать товары в славянских поселениях. Владимир взял также Тмутаракань, основав там русскую колонию, посадив туда своего сына Мстислава.
    Вообще, фактически все походы того времени велись в целях ограничения торговых конкурентов. Это в полной мере относится к походу против волжских булгар и к захвату хазарской Тмутаракани. Позже Владимир предпринял попытку захвата Корсуни (Херсонес), но не смог его удержать. Главным образом Владимир прославился тем, что крестил Русь: в 988 году крестили киевлян, чуть позже Добрыня крестил Новгород.
    Владимир много воевал с печенегами, создав длинную линию обороны из земляных валов и богатырских застав. У Владимира было много сыновей. Нам интересны следующие из них: Святополк, Борис и Глеб, Ярослав, Мстислав.
    Его любимыми сыновьями были Борис и Глеб, воспитанные в христианской вере. Старший сын - Святополк - нелюбимым, так как многие подозревали, что он был сыном не Владимира, а Ярополка. Святополк был зятем польского короля и, по мнению многих исследователей, склонялся к латинству.
    Очередная усобица началась с того момента, когда Ярослав, сидевший в Новгороде, отказался посылать дань Киеву. Владимир начал собирать поход против мятежного сына, но неожиданно умер. Киевляне прокричали на княжеский стол Святополка, т.к. политика Владимира в последние годы не пользовалась популярностью, а Святополк ассоциировался с христианином Ярополком.
    Владимирская дружина держалась за Бориса и Глеба. Тогда Святополк подослал к ним наемных убийц, и они были убиты. Ярослав выступил против Святополка, а возмущенная киевская дружина присоединилась к нему. Война велась с переменным успехом в связи с тем, что в войну вмешался польский король. В конце концов, одолел Ярослав, а Святополк сгинул на чужбине, заслужив в народе прозвище "окаянный". Борис и Глеб были канонизированы русской православной церковью и стали христианскими святыми.
    Ярослав прославился мудрым правлением, продолжал линию Владимира по христианизации русской земли, поддерживал распространение греческого образования, оформил законодательство в "правду Ярослава", установил новый порядок престолонаследия, противостоящий удельному дроблению Руси.
    Из политических событий правления Ярослава можно выделить также усобицу с Мстиславом Тмутараканским. Мстислав двинулся на Ярослава, потребовав себе в удел Чернигов. Некоторые исследователи считают, что его толкало к этому хазарское и косогское окружение. Хазары пытались взять реванш. Мстислав разбил войска Ярослава, но на киевский стол не был пущен киевлянами и удовлетворился Черниговом. Живя в Чернигове, Мстислав проявил себя с православным рвением и ставка хазар не оправдалась. Русь, на время разделенная походом Мстислава на два удела, по смерти Мстислава объединилась вновь.  

Комментарии (0)

Прокомментировать материал:

Для комментирования материала необходимо стать зарегистрированным пользователем.

Войдите или зарегистрируйтесь.

Развиваемые компетенции

Компетенции не указаны.

    cache: no_info (3), no_need (5), no_cache (5), miss (2), cached (22)db queries: 8time: 0.219

    При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

    У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.