Педагогические методики для подростков

Разделы

Материалы

Интегрированный урок 8 кл "Символьная система и явление "синонимия" в рус. яз. и алгебре"

Уважаемые читатели, перед Вами уникальная разработка интегрированного урока, в котором удалось совместить две, казалось бы, несовместимые области знаний – русский язык и математика. Темы, благодаря которым удалось провести смелую параллель, нужны и важны как для учителей математики, так и для учителей русского языка. Эти темы звучат так:

«Знаковая система русского языка и математики – НЕслучайные сходства»

«Тождественные преобразования и синонимия – одно и то же?»

В рамках полуторачасового занятия эти темы прекрасно дополняют друг друга. Они помогают как развить навыки тождественных преобразований и поиска синонимов, так и расширить привычный взгляд на привычные предметы. Урок проводился в 8 классе двумя учителями, математиком и русистом, и потребовал значительной умственной активности всех учащихся.

Итак, предлагаем план урока:

  1. Разминка.

Разминка проводится в форме быстрой игры на 10 минут. Если класс большой, игроков целесообразно разделить на две группы играющих. Ведущий выбирает некий предмет (карандаш, стакан, книгу и т.д.), берёт его в руки и даёт ему название. Допустим, для игры выбран карандаш. «Канцелярская принадлежность» - говорит ведущий и передаёт карандаш сидящему слева. Тот называет свой вариант названия карандаша, например «деревянная палка», и передаёт предмет следующему, «набор атомов», «продукт деревообрабатывающей промышленности» и т.д.. После пары кругов игра заканчивается. Тем, кто пропускает очередь, может быть назначен фант, который можно сыграть в конце урока или на переменке, но об этом нужно сообщить до начала игры.

  1. Введение в тему. Учитель математики говорит, что в математике, как и в русском языке, есть своя система письменности. Есть разные записи и тексты. Тем временем на доску вывешивается таблица, которую вместе с классом оба учителя заполняют. Мы опирались на уровни языка, известные восьмиклассникам – фонетика, морфемика и т.д.

Когда планировался урок, нам удалось найти такие параллели. И уже во время урока класс воссоздал нашу таблицу.

 

Русский язык

Арифметика, алгебра

Алфавит,знаки

А..Я . , - ( ) ... «» ? ! и т.д.

0…9 + - =[ ] \ < > a,b,c,m,n и т.д.

Морфемы (минимальные смысловые составляющие)

Суффикс, корень, приставка, окончание

Числитель, знаменатель, дробная часть в десятичной дроби, целая часть в десятичной дроби т.д.

Слово, части речи

Конец, начинать, не

45, 0,2 –существительные

X- местоимение

+- союз

= < > - глаголы, наречия, прилагательные

словосочетание

Маша и Петя

Быстро бегу

2+2

Х+3

3х/у

3х+6у+х2

Предложение

Маша и Петя бегают.

Москва- город.

2х+3=5

2=3

5<6

Текст

Художественный текст.

 "Текст" решения уравнения, состоящий из цепочки тождественныйх преобразований.

 

 

 

  1. После активной работой над таблицей учителя предлагают найти похожие явления в русском и математике. Например, антонимию. Мы остановились на синонимии и тождественных преобразованиях. Сходство было очевидно для учеников после демонстрации нескольких примеров. Ученикам выдаются листочки с упражнениями. Один – по русскому, другой – по математике. В данном случае, синонимия прослеживается на всех уровнях языка. Управжнения по русскому языку выполняются не более 10 минут, учителю алгебры тоже можно дать упражнения.

Комментарии (0)

Прокомментировать материал:

Для комментирования материала необходимо стать зарегистрированным пользователем.

Войдите или зарегистрируйтесь.

Развиваемые компетенции

Компетенции не указаны.

    cache: no_info (2), no_need (4), no_cache (5), miss (2), cached (19)db queries: 8time: 0,038

    При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

    У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.