Педагогические методики для подростков

Разделы

Материалы

Этапы развития группы

1. Адаптация

В группе незнакомых людей (будь то клуб или купе поезда) человек пытается определить допустимые, «принятые» рамки поведения. Групповые нормы, заданные в этой фазе, становятся базовыми на длительный период, и даже бунты с намерением их ниспровержения подтверждают, что нормы приняты как данность.

Преимущество в формировании этих норм получает тот, кто первым начинает их создавать, демонстрирует своим уверенным поведением или даже декларирует вслух. Даже если для него самого ситуация неясна, группавоспринимает его как помощника в вопросах адаптации, и фактически он начинает создавать нормативное пространство. Рекомендуется максимально использовать этот момент для продвижения нужных поведенческих норм. Иногда для этого ссылаются на «неформальное законодательство»: «У нас в клубе такой закон». Можно использовать более мягкое слово «традиция» или бытовое «здесь так принято», но суть от этого не меняется.

Для быстрейшего продвижения к стадии коллектива следует, в первую очередь, вводить нормы открытости и доброжелательности друг к другу. Во вторую — поощрить инициативность, перевести новичков из состояния зрителей в состояние правомочных решателей, вершителей. Например, предложить им переформулировать существующие законы или дополнить их новыми. Часть предложений должна быть коллегиально принята и включена в состав нормативов поведения группы. Если некоторые предложения окажутся неприемлемыми, то ситуация может выйти из-под контроля, а лидер — потерять завоёванные позиции.

При начале такой рискованной адаптационной игры есть два варианта. Лучший — харизматический: ощущение лидером своего положения как уверенного, авторитетного. Другой — терпимый, осуществим, еслигруппа находится в рамках более широкой общности: слёт, лагерь, форум и т.п., и неприемлемые предложения запрещаются внешней по отношению к группе стороной. Лидер оказывается как бы ни при чём, а группапродвигается на следующую ступень адаптации — воспринимает границы своей правомочности.

Создание позиции лидера очень облегчает наличие у него внешней атрибутики, символики. У КСП-шников это гитара, у скинхедовпанковхиппи — причёска и одежда, у скаутов — галстук, у дружин охраны природы — нарукавная повязка и т.п. Даже если в группе новичков всего один носитель атрибутики, и именно он начинает объяснять, чего здесь можно, а чего нельзя, его имидж воспринимается группой как дополнительное свидетельство полномочий.

Нередко бывает, что группа ещё не выбрала себе вид неформальной деятельности, да и вообще не предполагает стать клубом. Например, студенты-первокурсники (формальная группа) встретились на предмет знакомства. Претенденту на лидерство будущего клуба рекомендуется предложить им разовое мероприятие в том виде деятельности, где он сам компетентен и обеспечен ресурсами. Например, отправиться в поход («палатки я достану»), поехать на ролевую игру («у меня, кстати, костюмы завалялись»), принять участие в митинге («прикольно же, а у меня флаги и лозунги есть») и т.д.

Успешная совместная деятельность способствует росту авторитета, неудачная — его падению. Понятие удачи тесно связано с личностным «вероятностным прогнозом» [17]. Собираясь принять участие в неком событии, человек имеет некие ожидания и опасения. Друг с другом они соотносятся как противоположности. Например, собираясь в поход, человек ожидает, что погода будет хорошая, компания подберётся дружная, маршрут будет интересным и т.д. Опасается же он обратного: погода может испортиться, компания окажется не той, маршрут убогим или слишком уж тяжёлым.

После того как событие прошло, баланс соотношения оправдавшихся ожиданий и опасений и определяет степень эмоционального восприятия события. Одно и то же дело может восприниматься с положительным окрасом и с отрицательным в зависимости от первоначального прогноза.

Кроме осознанных, в вероятностный прогноз входят и подсознательные ожидания: проявить себя, добиться внимания противоположного пола, в том числе ожидание приятных неожиданностей. В результате событие, обеспеченное большим числом таковых, вызывает восторженное и долговременное воспоминание. Если группапроводит серию однотипных, без усложнения, мероприятий, то в дальнейшем этого эффекта нет, так как сам факт повышенной эмоциональности начинает входить в вероятностный прогноз. Это уже не неожиданность, а вполне ожидаемое состояние. Человек начинает ощущать, что чего-то не хватает. Чего — непонятно, но что-то не то.

Талантливые неформальные лидеры самых разных субкультур и движений интуитивно это понимают и всегда тащат новую группу в неизвестную для неё, но хорошо знакомую лидеру деятельность. Единственный обладающий опытом этой деятельности лидер стремится сформировать у группы оптимальный для себя вероятностный прогноз (в сленге неформалов — «поднятие флагов», «флаг события»). С одной стороны, лидерувыгоднее, чтобы прогноз на приятности был занижен, тогда ощущение успеха возрастёт. Этот эмоциональный фон ассоциируется с лидером и укрепляет его авторитет. С другой стороны, слишком занижать прогноз тоже нельзя, иначе группа может отказаться участвовать в предложенном событии. Обычно поднятие флагов реализуется через обсуждение предстоящего события, рассказы, различные байки о прошлых подобных ситуациях. Кроме создания нужного прогноза, оно продолжает формировать групповые нормы. Поднял не те флаги — не жалуйся потом, чтогруппа воспринимает происходящее как неудачу.

Фаза адаптации продолжается ещё некоторое время после того, как группа осознала лидера — лидером и практически исполняет групповые нормы. В этот период лидеру рекомендуется не почивать на лаврах, быть осторожным. Некоторые люди (особенно подростки и юноши) любят намеренно провоцировать нарушение норм для проверки рамок дозволенности. Они ожидают ответных действий лидера, воспринимают всё в ключе «можно — нельзя», психологически готовы к любой реакции и уже выстроили свою линию защиты. Достучаться до их сознания и разобраться в сути происшествия в этот момент тяжело. Но и замалчивать происшествие, если оно выходит за нормы допустимости в понимании лидеров группы, тоже нельзя.

Рекомендуется отсрочить реакцию на событие (за исключением, конечно, тех редчайших случаев, когда нарушение представляет собой непосредственную опасность для жизни и здоровья конкретного человека) и начать «разбор полётов» в неожиданный для нарушителей момент. Тогда появляется возможность поговорить о более глубинных вещах, чем просто «можно — нельзя». Разговор оказывает более сильное впечатление на участников и позволяет укрепить межличностные отношения в группе.

2. Ассоциация

Участники группы приняли нормативы поведения, лидеров и деятельность как данности, но не обязательно приятные. Они могут иметь абсолютно разное к ним отношение и начинают собираться в микрогруппы, сначала случайные (выпало вместе дежурить, оказались попутчиками и т.д.), а потом — по интересам, культурным стереотипам и, наконец, отношению к нормативам большой группы. Каждая микрогруппа обсуждает происходящее лишь внутри себя, что сплачивает членов микрогрупп между собой и создаёт враждебность с другими микрогруппами, представители которых слышат отдельные обрывки фраз и начинают переживать, что где-то их обсуждают, а раз скрытно, то наверняка недобро. На стадии «группирования» (ассоциации) застревает большинство неформальных, а также и формальных групп: студенческих, школьных классов, производственных подразделений.

Неформальная практика рекомендует выносить вопросы, замкнутые в микгрогруппах, на общее обсуждение, задавая в общегрупповой норме культуру уважительного отношения к разным мнениям, но не допуская перерастания разговора в склоку. Иногда для этого используются специальные процедуры, являющиеся частью традиций группы: собрание, общий сбор, разбор дня, некоторые даже называют это «откровенный разговор». Микрогруппы пока не желают совместного обсуждения и стремятся превратить «разбор полётов» в формальный и неискренний.

Существует несколько способов преодоления этого:

— тактика «танка», когда лидер, он же ведущий разговора, задаёт вопрос за вопросом представителю замкнувшейся в себе группировки, вынуждая его раскрыть отношение к нужной теме;

— тактика «провокации», когда тему поднимает не ведущий, а кто-нибудь со стороны, порой в достаточно резкой форме: «тут некоторые внутри себя судачат то-то и то-то». Тактика провокации вынуждает соответствующую сторону дать «законный отпор», начинается конфликт, в рамках которого лидер с позиции авторитета и арбитра и начинает раскручивать данную тему;

— тактика типа «кстати, между прочим», когда первоначально поднимается нейтральная для микрогрупп тема, а потом постепенно, раскручивая разговор и добившись активного обсуждения, лидер беседы переводит разговор в нужную плоскость. Разгорячённые участники легко переключаются на тему, на которую в начале разговора ни за что не начали бы говорить.

В процессе откровенного разговора выясняется, что большинство напряжённостей порождены не реальными проблемами, а недоразумениями, неизбежно возникающими в атмосфере недоговорённостей и взаимной подозрительности.

При любой тактике следует категорически избегать «ярлыков» — оценок и характеристик конкретных людей, а обсуждать только ситуации и отношение к ним: «Мы оцениваем поступок, а не человека». Очень желательно скорректировать какой-то старый, идеологически не стержневой норматив, не устраивающий новую группу, показав тем самым правомочность новичков и готовность лидеров уступать власть. В результате такой открытой политики новички получают навык выслушивать друг друга и строить общение с «инакомыслящими».

Одновременно следует наращивать событийность жизни и обязательно перемешивать членов разных микрогрупп в конкретных делах, например, в походе — ставить на дежурство, в политической деятельности — посылать вместе на акцию и т.п. После этого людям есть что вспомнить вместе, события поставили их на «одну сторону баррикад», они были соучастниками и соратниками, и общность совместного переживания сближает их. Между ними образуются новые нити неформальных отношений, разрушающие старые «вредные» микрогруппы. Требуется постоянно повышать число событий и подчёркивать общность переживаний в новых микрогруппах, например, просить их рассказать эпизоды совместной деятельности в общем присутствии. Это преодолевает лёд недоверия между старыми микрогруппами и работает на сплочение всей группы в целом.

В редких случаях, при наличии яркого контрлидера, желающего самоутвердиться и сохранить за собой эксклюзивное пространство влияния во что бы то ни стало, конфликт с одной из микрогрупп или отдельным её членом становится непреодолимым. Приходится принимать жёсткие меры, крайней и нежелательной из которых является изгнание, исключение. Иногда это приводит к расколу группы, но если уходящая с контрлидером часть незначительна, то это оказывает куда более благотворное влияние на оставшуюся группу и её развитие, чем сохранение в её теле чужеродной единицы.

Чаще всего удаётся ограничиться временным изъятием контрлидера из группы, на неформальном сленге — «ссылкой»:

— по коллективному решению группы, если позиции основных лидеров в ней уже доминируют;

— по решению внешних арбитров, если группа является подразделением более крупной общности (организации, лагеря, фестиваля и т.д.);

— по соблазну, когда контрлидера приглашает к себе некая дружественная группа, с которой произошла соответствующая договорённость.

Иногда достаточно изолировать контрлидера на день-два, за это время группа переходит в следующую фазу развития, и возвращение уже не играет особой роли.

3. Кооперация

Кооперация — следующая кратковременная фаза развития группы — характеризуется воистину детской эйфорией, состоянием дружественности: «один за всех — все за одного», «чтобы ни делать — лишь бы вместе». Отношения в группе становятся предельно откровенными и искренними, она ощущает себя единым целым.

Скоротечность этой фазы можно объяснить гипотезой вероятностного прогноза. Если ранее восторг от искренней дружбы был приятной неожиданностью, то позже он начинает включаться в прогноз, а новых приятных неожиданностей подобного масштаба нет, и эмоции притупляются.

Поскольку неформалы — такие же люди, как и все, то подобные фазы развития группы происходят и в других сообществах. Для некоторых фаза кооперации имеет важное производственное значение, и её стараются продлить. Так, многие тренинговые компании используют состояние кооперации, которого достигают на своих тренингах, для организации набора новых групп. В состоянии кооперации они поручают участникам курса привести и записать на новый тренинг новых участников, цена же курса порой довольно высока. Но в состоянии кооперации люди берутся за это дело, за которое, кстати, вряд ли бы взялись до этого. Их горящие глаза убеждают кандидатов в неофиты, ведь мечта о Светлой Дружбе и Чистых Отношениях живёт в душе у слишком многих. Так тренинговые компании решают порой свои финансовые вопросы.

Большинство неформалов, ориентированных на внешнюю деятельность, не разделяют подобной тактики. За щенячьим восторгом не стоит ничего толкового. Члены группы ещё не имеют серьёзных знаний, умений и навыков будущей деятельности (например, туристская группа не умеет натягивать переправы, управляться с парусами и т.п.), не отлажен навык группового взаимодействия и т.д. В этот момент группа в своём развитии оказывается перед развилкой. Один путь ведёт в корпорацию, другой в коллектив. Нецелесообразный выбор тактики уводитгруппу в тупик.

4. Корпорация

Корпорация — консервативная фаза, которая может оказаться очень длительной. Продление приятного эмоционального фона становится главной целью существования группы. В погоне за исчезающим кайфом общения группа стремится вернуть «всё, как было тогда», — вернуться на то же географическое место, к той же деятельности, собрать тех же людей. В результате корпорации плохо воспринимают новые идеи и редко принимают в себя новых людей. Если в состоянии кооперации у группы был яркий лидер, то группа теряет способность к совместной деятельности в его отсутствие. Производительность труда группы резко падает по сравнению не только с фазой кооперации, но с последним этапом фазы группирования. Из корпорации очень трудно повернуть в сторону коллектива. Лидеру, стремящемуся создать группу с высокой эффективностью деятельности, следует опасаться такого тупика. Неформальная практика рекомендует просто разрушать корпорации, коль уж они возникли. Наиболее эффективно это происходит при растаскивании членов по различнымгруппам.

5. Коллектив

Коллектив получается, если группе удаётся избежать тупика корпорации. Главное для выхода в коллектив — как можно больше активной внешней деятельности. В фазе кооперации этому помогает состояние «что бы ни делать, лишь бы вместе». В это время рекомендуется не замыкать группу на одного лидера, а практиковать систему, когда в роли лидера сможет побывать как можно большее количество участников группы.

Самый главный критерий коллектива: наибольшую ценность для его членов имеет внешняя деятельность, её важность для окружающего мира, её эффективность — производительность труда. Межличностные отношения отходят на второй план, и коллектив относительно спокойно переносит уменьшение плотности эмоционального фона после кооперации. Этого легче добиться, если члены группы заранее введены в описываемый понятийный аппарат, например, с ними можно провести семинар по теме данной главы.

Коллектив — наиболее конструктивная, долговременная и работоспособная фаза группы. Наибольшую эффективность он показывает при отсутствии одного лидера и привычке работать при сменном ситуативном лидерстве. Такой коллектив имеет высокую степень взаимозаменяемости членов группы, когда болезнь или иные обстоятельства, по которым выпадают из работы одни члены группы, не парализуют работу, и группа способна эффективно действовать и самостоятельно принимать необходимые для эффективной работы решения.

Множественность лидеров характерна не только для временной оси, когда лидеры меняются во времени, но и для пространственной, когда группа легко разделяет полномочия между членами и делегирует принятие решений в рамках одних задач — одним, в рамках других — другим. Так, у туристов есть отдельные «начальники» по питанию и снаряжению (соответствующие завхозы), ответственный за аптечку (медик), за прохождение участка маршрута (штурман). Каждая акция нацболов осуществляется несколькими параллельными группками, например, на информационном пикете — одни распространяют литературу, другие уводят в сторонку для беседы заинтересовавшихся людей, третьи организуют охрану и оповещение об опасности вокруг места пикета. Все эти должности-функции действуют параллельно с общим лидером группы — руководителем похода, гауляйтером и т.п.

Многие неформальные группы без специального обучения, на таланте и интуиции своих членов и лидеров, показывают высокую степень владения технологией ситуативного лидерства — самоуправления. Важную роль в самоуправлении играет общий сбор номинальной группы, который ставит групповые задачи, распределяет делегирование полномочий между отдельными лидерами группы, проводит рефлексию результатов деятельности.

Не все группы, прошедшие кооперацию и не провалившиеся в корпорацию, демонстрируют принципы самоуправления. Встречаются группы с очень высокой эффективностью деятельности, которые держатся исключительно на харизме лидера. Однако для большинства развитых неформальных движений самоуправляющееся коллективы — более типичное состояние, чем строгие иерархичные системы.

Проблемы устойчивости и опасность разрушения.

Если деятельность группы по каким-либо причинам начинает разрушаться, то сначала портятся отношения между членами группы, затем может произойти провал на более низкие стадии развития. При этом деградирует и мотивация группы: ориентация на внешнюю деятельность отступает на второй план. Чаще всего падение происходит в фазу ассоциациигруппа вновь распадается на микрогруппы, нарастает атмосфера недоговорённости, недоразумений, а после — и недоверия. Если процессы распада идут и дальше, то группаможет развалиться или самораспуститься.

Но бывает, что после распада группа собирается вновь и вновь проходит все пройденные когда-то ступени, вновь добираясь до фазы коллектива. Этот повтор (при условии вновь налаженной деятельности) происходит намного быстрее. Люди уже имеют опыт нахождения в различных состояниях группы и потому сами стремятся к развитию. Иногда такое восстановление группы от адаптации до коллектива происходит буквально за часы, но и тогда строгость в последовательности прохождения фаз соблюдается, хотя яркость фаз, например, кооперации, оказывается значительно ниже.

Группа чаще всего существует как динамичная система, то проваливаясь на более низкие фазы, то поднимаясь вверх. Внимательно наблюдая (можно проводить стандартные тесты социометрии и референтометрии, измерять производительность труда, но можно и «на глаз») и усредняя результаты за какие-то периоды времени (неделя, месяц, год), можно определить, в какой фазе группа находится чаще, а в какой реже. Фазу, которая демонстрирует наибольшую устойчивость на данный промежуток времени, и считают характеристикой уровня развития группы.

Ассоциация, как правило, чаще демонстрирует признаки микрогруппирования и интрижности, но в какие-то краткие моменты может показаться и кооперацией, и коллективом. Сильный коллектив демонстрирует свои черты только статистически, иногда он может и провалиться вниз. Но статистическая достоверность позволяет сделать уверенный прогноз, что группа быстро выберется из провала.

Некоторое статистическое усреднение необходимо не только по времени, но и по персоналиям, распределению ролей в группе. Стадии группы определяет её основной массив. Всегда могут быть отдельные люди, которые либо опережают большинство, либо отстают от него по фазе развития. Как правило, ядроколлектива представляет собой массив опережающих, задаёт тон, является мейнстримом для актива. Неформальная практика рекомендует лидеру сосредотачивать внимание на ядре. Именно оно, если не угодит в тупик корпорации, втянет в коллектив остальных.

Коллектив, в отличие от корпорации, как правило, легко принимает новичков, втягивает их в свою систему открытости отношений и ситуативного лидерства. Попавший в уже сложившуюся группу новичок сам, как бы в одиночку, проходит все фазы, доходя до той, на которой группа остановилась в своём развитии. Продвижение новичка в коллективе происходит быстро, но он всё равно проходит и группирование, первоначально с кем-то наиболее симпатичным из базового коллектива, потом восторженную кооперацию и т.д.

Вот так, время от времени проваливаясь и поднимаясь, подтягивая до своего уровня отдельных новичков иактивядро пребывает в состоянии коллектива вплоть до кризиса, маркируемого в неформальной практике как «бунт стариков».


Комментарии (0)

Прокомментировать материал:

Для комментирования материала необходимо стать зарегистрированным пользователем.

Войдите или зарегистрируйтесь.

Развиваемые компетенции

Компетенции не указаны.

    cache: no_info (3), no_need (5), no_cache (5), miss (1), cached (23)db queries: 6time: 0.133

    При отправке данных на сервер произошла ошибка. Проверьте соединение с интернетом и попробуйте перезагрузить страницу.

    У Вас не хватает прав на выполнение операции. Данные не были сохранены.